27 июля, 2024

Нанотехнологии на колесах

25-04-2012 23:12

Передвижной учебный класс, приехавший на днях во двор тульского лицея № 4 из московского Дворца творчества детей и молодежи «Интеллект», внешне напоминает фургончик бродячего цирка типа «комнаты ужасов» или «зала кривых зеркал». Это сравнение не лишено смысла, ведь нанотехнологии, с которыми прибыли гости, и вправду выглядят как фокусы. Лицеисты не только смотрели на них, но и учились понимать, зачем эти «фокусы» нужны.

В роли факиров тут – молодой и энергичный руководитель учебного класса Александр Савинич и его помощники. Он берет пробирку, где в светлой жидкости плавают темные сгустки, и водит по ней вверх-вниз какой-то маленькой штучкой. Сгустки приходят в движение.
– У вас в руках магнит! – тут же догадываются дети.
– То есть в воде металл? Значит, он расплавлен? Тогда должен быть очень горячим. Ну-ка, кто не боится пощупать?
С опаской, но все же дотрагиваются до пробирки. Она холодная! Оказывается, все дело в том, что в воде находится масло, с которым смешаны наночастицы железа. Именно они подчиняются действию магнита.
– С помощью этого свойства наночастиц можно доставлять лекарства в определенную точку нашего организма и быстро справляться с болезнью, – поясняет Александр.
В следующую минуту он предлагает ребятам защитить миниатюрный танк от радаров. Хитрые второклассники быстро смекнули, что не поможет тут ни толстая куртка, ни какая-нибудь плотная материя. И очень удивились, когда увидели, что радар перестал пищать сразу после того, как на танк положили нечто, напоминающее елочную мишуру.
– Это специальный радиопоглощающий материал, – рассказывает Савинич. – А сделан он на основе во-от такого проводка – в шесть раз тоньше волоса.
Разглядеть, что зажато у ведущего между двумя пальцами, практически невозможно… Зато потом он берет обычную проволоку, которая видна всем и каждому:
– Ребята, как вы думаете, железяка умеет запоминать?
Услышав вполне предсказуемое «нет», Александр обдает прутик теплым воздухом из фена. И тот тут же превращается в пружину! Оказывается, сделан он из такого материала, который «запоминает» первоначальную форму.
…Ученикам средних классов в чудо-автобусе показали, как получить наночастицы золота, правда, не твердые и желтые, а жидкие и красные. Старшеклассники сами попробовали провести такой эксперимент. Если занятие для малышей тянуло не более чем на экскурсию, то у их взрослых товарищей это был пусть необычный, но полноценный урок. В течение двух дней в передвижном классе побывали все школьники.
– Мы не один год пытались договориться о том, чтобы он приехал к нам, и это наконец случилось, за что мы очень благодарны москвичам, – гордо и счастливо улыбается директор лицея Вера Сошнева. – Сейчас столько говорят о нанотехнологиях. И нам хочется, чтобы ребята представляли, что это такое и для чего нужно, чтобы понимали, как рождается будущее современной науки и техники.
Александра КУРЕНКОВА
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА

homescontents