5 октября, 2024

Детям про нанотехнологии

Увидеть нанотехнологии в действии теперь могут московские школьники. В столице появился передвижной учебный класс, с уникальной лабораторией на борту. Первый в России “Нанотрак” по спецзаказу изготовили в Германии. Как обычный урок физики превращается в захватывающее действо?

В “Нанотрак” школьники заходили весело, но порядок соблюдали. Они знали точно, в отличие от других экскурсий, эта обязательно будет занятной. А быть может и захватывающей. Догадка подтвердилась, когда им огласили два главных правила пребывания в автобусе-лаборатории. Первое – все экспонаты можно щупать, взбалтывать, переливать, в общем, всячески с ними взаимодействовать. И второе правило – ничего при этом не сломать. Следующей группе тоже должно достаться, с чем экспериментировать.

Что же все-таки такое нанотехнологии, детям объясняли сначала на пальцах, потом на роботах, магнитах, пружинах и для совершенной наглядности – на животных.

Если, к примеру, уменьшить слона до размеров микроба, тогда блоха у него на спине станет величиной как раз в один нанометр. У мальчиков особый интерес вызвали слова о том, что уже созданы перчатки с липким нанопокрытием, чтобы лазить в них по стенам и почти не падать, как супергерои.

Сотрудники лаборатории говорят, что нанотехнологии – плод фантазии физиков и химиков, но одной только фантазией школьникам эту науку не одолеть. Из учебной программы что-то надо все-таки знать.

“Даже если приходят дети, которые совсем ничего не знают, они могут заинтересоваться и начать хорошо учиться по физике, по химии, по математике”, – говорит Михаил Астахов, профессор Московского института стали и сплавов, доктор химических наук.

В Москве более двух тысяч школ. Оборудовать каждую специальной лабораторий для изучения нанотехнологий даже московскому департаменту образования не под силу – слишком затратно. А популяризировать и развивать интерес к передовому направлению науки надо. Решили пока ограничиться одной, зато на колёсах. Собрали ее в Германии, оснастили в России, назвали “Нанотраком”. Юго-Восточному округу повезло: уникальный автобус, первым делом приехал сюда. Правда, задержится всего на два дня.

“К сожалению, вмещает он только группу 25 человек, которые одновременно могут проводить лабораторные исследования сами. По графику урок у них идет 45 минут, соответственно, за день могут пройти чуть больше 150-ти человек”, – рассказала Людмила Митрюк, начальник юго-восточного управления образования.

Было видно, что у детей вроде бы всё получается: там, где надо, меняется цвет, там, куда надо, перемещается жидкость. Но потом оказалось, что знаний о нанотехнологиях у школьников прибавилось не больше, чем на наночастицу.

“Что это там плавает? И в чём тут наночастицы?”, – задаёт вопрос Никита Шишов, ученик 9-го класса центра образования № 641.

Но в целом экскурсия признана все же удачной. Хотя бы потому, что дети сказали, что понравилось. И на выходе спросили, когда лаборатория приедет к ним снова. А им ответили: нескоро.