3 декабря, 2024

«Надо прикоснуться и поучаствовать в развитии нанотехнологий»

Руководитель передвижной учебной лаборатории «Нанотехнологии и материалы – «НАНОТРАК» Александр Савинич – о популяризации нанотехнологий среди школьников.
– Александр Сергеевич, как возникла идея создания такой лаборатории, чья была инициатива?
– Идея создания передвижного класса, где школьники могут получить наглядные знания по нанотехнологиям, была выдвинута департаментом образования г. Москвы. Сначала её поддержало московское правительство, а затем Дворец творчества детей и молодёжи «Интеллект» выступил в роли идееобразующей организации. Воплотил же это, так сказать в металле и стекле, Московский комитет по науке и технологиям. В принципе идея образовательного комплекса была почерпнута в Европе, где существуют подобные классы на колёсах. Но в нашем «Нанотраке» есть особенность – здесь проводятся лабораторные работы, в Европе этого нет, там только лекции читают.
– Какова цель этого проекта, на кого он рассчитан?
– Главная цель – заинтересовать школьников нанотехнологиями, дать им наглядное представление в этой области и стимулировать их дальнейшее вовлечение в эту сферу.
Первоначально проект был рассчитан только на старшеклассников, поскольку излагаемый материал всё-таки предполагает базовые знания физики и химии. Но сейчас, спустя пару лет нашей работы, мы поняли, что даже первоклассники испытывают неподдельный интерес, когда на территории их школы появляется «Нанотрак». Мы разработали учебную программу для начальной школы, и если ученики младших классов изъявляют желание, мы проводим для них занятия. Конечно, это не те лекции, которые мы читаем для старшеклассников, это скорее увлекательная экскурсия в мир нанотехнологий. А обычно же мы работаем с учениками 7 – 11 классов, и для нас важно не только привлечь внимание к сфере нанотехнологий, но и удержать интерес ребят к естественным наукам.
– Каким образом организована работа вашей лаборатории?
– Мы выезжаем на неделю в один из округов Москвы и размещаем «Нанотрак» около какой-либо школы. Ученики этой школы и близлежащих, находящихся неподалёку, приходят к нам на занятия. Урок длится 55 минут и включает в себя теоретическую часть – вводную лекцию о нанотехнологиях и практическую – экспериментальные и лабораторные работы. Обучение в наше лаборатории сопровождается показом роликов, слайдов, на специальных интерактивных стендах наглядно демонстрируется, где и как используются наноматериалы.
– Какие лабораторные работы у вас проводятся? Могут ли школьники сами создать что-то с помощью нанотехнологий, так сказать «пощупать руками» наночастицы?
– Изначально все лабораторные работы и оборудование для них предоставили ведущие вузы страны – МГУ, Бауманка, МИСиС, МИЭТ, РХТУ и т.д. Причём они предложили около 200 работ, из них были отобраны 12, а сейчас выполняется восемь лабораторных, остальные работы мы перевели в раздел экспериментальных. Одна из самых ярких работ позволяет старшеклассникам получить наночастицы золота размером 15-20 нанометров. Также мы занимаемся получением квантовых точек сульфида серебра, изучаем наноимульсии, наблюдаем явления опалесценции лазерного луча на наночастицах серебра в дистиллированной воде и многое другое.
– Ваша лаборатория существует уже несколько лет. Планируете ли вы развиваться в этом направлении дальше?
– Наша передвижная лаборатория работает уже третий учебный год. И, конечно, хотелось бы охватить не только столичные учебные заведения, но и все школы ближнего Подмосковья и других регионов России, чтобы дети могли прикоснуться и поучаствовать в развитии нанотехнологий в нашей стране. Но мы не замыкаемся только на «Нанотраке». В прошлом году во Дворце творчества «Интеллект» появилась стационарная лаборатория «Нанотехнологии и материалы». Если в передвижной лаборатории мы пробуждаем интерес школьников к этой сфере, то теперь у нас есть куда направить заинтересовавшихся. Мы стараемся развивать у наших учеников научно-техническое мышление, вырабатывать навыки исследовательской деятельности. В рамках нашей стационарной лаборатории мы собираемся сотрудничать и с вузами, которые готовят специалистов для наноиндустрии, чтобы они организовали для наших ребят краткосрочные курсы, и выдавать им затем сертификаты о прохождении таких курсов.
– Влияет ли, на ваш взгляд, подобная популяризация нанотехнологий на увеличение выпускников, желающих получить образование в сфере нанотехнологий?
– Оценить, какое точное количество школьников после наших лекций отправились поступать на специалистов наноиндустрии, сложно. Но я могу сказать с уверенностью, что в памяти посещение такой лаборатории остаётся в любом случае. Причём, по словам тех ребят, с которыми я общался в рамках нашей образовательной программы, в последние годы мотивация на поступление в инженерно-технические вузы повышается, и всё больше ребят планирует связать свою профессиональную жизнь с профессиями, связанными с высокими технологиями.

http://edu-reestr.rusnano.com/AllOpinions/default.aspx?id=19