21 ноября, 2024

Школьникам подарили «Нанотрак»

С февраля будущего года московские школьники будут изучать нанотехнологии в «Нанотраке» — первом и единственном в России передвижном классе с нанолабораторией на борту. Машина останавливается возле школы, внутрь заходит целый класс и занимается.

Дело в том, что в Москве более двух тысяч школ, и чтобы оборудовать каждую всем необходимым для изучения нанотехнологий, требуется сумасшедшая сумма, поэтому по заказу Московского комитета по науке и технологиям в Германии собрали «Нанотрак». Это передвижной рекламно-образовательный комплекс, нацеленный на популяризацию нанотехнологий и наноматериалов. Комплекс представляет собой большой двухэтажный трейлер, на первом этаже которого размещены стенды с образцами наноматериалов и демонстрационные установки, наглядно показывающие наличие у таких материалов уникальных свойств. На втором этаже разместился уютный лекционный зал на 20 человек. Кроме того, первый и второй этажи оборудованы 12 интерактивными терминалами, содержащими энциклопедическую информацию о наноматериалах и нанотехнологиях, а также десятки научно-образовательных роликов, демонстрирующих нанотехнологии в действии.

Планируется, что в течение дня в «Нанотраке» будет проходить 6 уроков. На следующий день «Нанотрак» едет в другую школу и проводит там 6 уроков.

Сейчас «Нанотрак» находится в Германии. После Нового года его обещают растаможить и доставить на школьные дворы Москвы.

«Нанотраки» были впервые представлены одноименной компанией-производителем на выставке Materialica 2008, проходившей 13–17 октября в Мюнхене. Сейчас по дорогам Германии уже курсируют несколько таких комплексов, делая остановки у школ и университетов, где каждый желающий может познакомиться с современными достижениями как самостоятельно, так и прослушав общую или тематическую лекцию. Надо отметить, что такие мобильные комплексы пользуются огромной популярностью, заказы по школам расписаны на месяцы вперед.

Инициатором создания «Нанотраков» стало правительство Германии, заинтересованное в популяризации нанотехнологий среди школьников и привлечении их университеты по соответствующим специальностям. Подобные комплексы в других естественнонаучных областях (аэрокосмические исследования, биотехнологии и др.) ранее показали свою эффективность и стали достаточно популярным в Германии и некоторых других странах. Однако обходятся они сравнительно дорого (стоимость такого комплекса более 2 млн. долларов без учета средств, потраченных на создание макетов, лекционных курсов и т.д.), и без поддержки правительства подобные комплексы вряд ли когда-нибудь увидели свет. Кроме того, требуются средства на их эксплуатацию, оплату лекторов и т.д., и это, как правило, также компенсируется за счет государственных образовательных программ.